Вселенная Моцарта  
Сайт посвящен

250-летию
со дня рождения
гения мировой
музыки


 

 

О Симфонии C-dur №41, К.551 «Юпитер»:  

– Итак, вся Симфония g-moll в целом утверждает неразрешимость коллизий жизни, если ты – обыкновенный человек. А если  сверхчеловек?

– То ты будешь «сверхчеловечески» преодолевать непреодолимое, что и совершил Моцарт  в  третьей, последней части своей уникальной трилогии – Симфонии «Юпитер» №41, C-dur, К.551. Между прочим, Симфония C-dur – его последнее  большое  до-мажорное творение. Тональность C-dur, в которой Вольфганг всегда ощущал особую, внеличностную свободу (вспомним его фортепьянные Концерты в C-dur!), к тому же  является одной из основных масонских. Ответом на то, почему избрана тональность C-dur, может служить и её дальнейшее использование в Опере «Волшебная флейта». Это, во-первых, 2 Хора из Финала I действия, где, между прочим, есть очень важные для понимания Симфонии C-dur слова. Давай обратим на них внимание. В первом Хоре: «Да здравствует мудрый Зарастро вовеки! Он – гордость земли, образец человека!». Во втором Хоре: «Добро там и любовь живёт, там к счастью путь нас приведёт, и будет раем та земля, а смертные равны богам!». Второй Хор и завершает I действие Оперы – в C-dur! Во-вторых, именно в тональности C-dur главные герои проходят испытания под звуки волшебной флейты, после чего скалы раздвигаются (по-масонски – перед адептами раскрываются двери), и их встречает триумфальный хор. Итак, C-dur символизирует переход человека к высшей ступени духовности, а также – победу разума, приравнивающую его к самим богам! Поскольку вся Симфония насквозь пронизана масонскими фигурами (они расшифрованы в «Прогулке XV (по масонской музыке)»), возникает впечатление, что в её драматургии есть тайный масонский смысл. Сами «фигуры» помогают нам его раскрыть, поэтому этапы-части Симфонии можно даже  по-масонски озаглавить: I часть – «Восхождение», II часть – «Свет истины», III часть – «Испытание стойкости»,  IV  часть – «Торжество разума». Конечной  же целью представляется  «Гармония мироздания».

– Два неразрывных элемента главной партии I части, Allegro vivace – грозный тройной удар, подчёркнутый тиратами (троекратный удар жезла, направляющий адепта к испытаниям), и мучительно восходящий (I – VII↓ - II – I – V – IV) вариант МСВ, изображающий первые робкие шаги испытуемого по ступеням лестницы, – заключают в себе зримую конфликтность, положенную в основу Симфонии в целом. Вскоре каждый из элементов раскрывает свои возможности. Так, вначале тихий и несмелый, МСВ постепенно приобретает характер подбадривающего призыва, а после нагнетающей сомнения связующей – самоуверенность и силу. В лирической побочной партии обращает на себя внимание связующий хроматический октавный пассаж – «Мотив воскрешения-подъёма», связанный всё с той же масонской символикой. И в экспозиции, и в разработке масонские темы подвергаются испытаниям в виде грозных минорных «нападок», но они мужественно борются с «врагом», с каждым разом становясь всё непреклоннее и сплочённее. Как и в Allegro Симфонии Es-dur, Моцарт соединяет в I части исключительно контрастные образы: героические (главная, связующая), лирические (побочная), буффонные (заключительная). Снова театр, снова инструментальная Опера (как, например, по-речевому выразителен диалог струнных в побочной партии!)! Театральность перенесена и в разработку: буффонность «детского» напева заключительной оборачивается непреклонностью и волевым напором на ходу перекрасившегося каданса. Неожиданно вступают тираты главной партии, знаменуя репризу. Но реприза оказывается ложной, а приём – снова театральным. После «срыва» репризы разработка ужесточается, приводя к драматической кульминации. Но, не дав развернуться стихиям, новая волна развития приводит Allegro к исходной основе. Точная полная реприза восстанавливает равновесие. Однако  в конце I части ни одна из мыслей не выделена как ведущая: утверждается весь их целостный комплекс. И поэтому, хотя I часть совершенно завершена конструктивно, от неё неожиданно остаётся ощущение неполной смысловой  законченности. Восхождение совершено, но на ту ли высоту?

–  Ответу на этот вопрос посвящено Andante cantabile F-dur 3/4. Кажется, его главная тема (вариант масонского МО – см.выше), выраженная в десяти тактах одухотворённой кантилены, обладает поистине нескончаемой энергией развития. Положительному заряду этой энергии противостоит образ с отрицательной энергией (аккорды f), который вторгается как будто извне, но, поражённый «красотой и умом» главной темы, самоустраняется. До начала связующей партии всё снова спокойно, однако с её восьмого такта в музыкальное пространство Andante входит новая, до-минорная тема, ломающая ритм и провозглашающая застылое, жуткое оцепенение. «Видение гробовое» пугает своей внезапностью, кажется, что ему уже нéчего противопоставить! Но тут с побочной партией вступает новый масонский символ – «Мотив братства» (параллельное движение терциями). Он-то и даёт отпор «вражьей силе», которая, правда, возвращается в разработке ещё в более мрачном, иррациональном обличии: медленное продвижение вверх по малым и большим секундам полно мистики, ведёт в неведомое. Хотя эта тема занимает всего 9 тактов разработки, музыкальное время словно спрессовано, а концентрация  выражения  жути  предельна! Тем не менее, вместо последнего шага «в неведомое» тьма неожиданно рассеивается (этому предшествует масонская ритмическая фигура «стука адепта в дверь»!) и становится очевидным  «свет в конце тоннеля». Возмужавшая и окрепшая главная тема доходит до торжествующей кульминации на трезвучии C-dur (двери перед адептом открываются). В репризе, казалось бы, напряжение окончательно растворилось в неземном покое «света Истины». Однако в Коде есть один малозаметный, но тревожащий подсознание штрих: в отдалении глухо повторяются октавы валторн в средних голосах на II, неустойчивой ступени лада, и в них чувствуется  затаённая  тревога! Этот конец Andante нешуточно нарушает его уравновешенность и призывает слушать Симфонию дальше, не ослабляя  внимания.

– А дальше, в Менуэте происходит ещё более интересное событие: воскрес Дон-Жуан, тот самый, что смущал нас в III части, Менуэте Симфонии  Es-dur! Невозможно не узнать его по сочетанию крупного штриха и размашистости I раздела  начальной части Менуэта с обольстительным, провоцирующим изяществом II раздела. Главная тема Менуэта развёртывается от мягкой вкрадчивости к энергичной собранности и дерзостной силе. Неожиданно горделивая фанфара на forte в C-dur призывает к вниманию. С неё начинается реприза I раздела, настораживающая своими превращениями: с восьмого такта волевая энергия переходит в упоённость, знакомую нам по Серенаде Дон-Жуана. Обманный призрачный образ скрывается за воздушными хроматизмами мелодии. Всё это – ловушка, которая способна заманить слабого, обмануть его ожидания, поколебать его стойкость. Trio ещё «соблазнительней»: вопросно-ответное построение полно лукавого соглашательства. «Козни дьявольского наваждения» вот-вот вступят в силу! Но, ах, на смену Trio вовремя приходит III часть, повторяющая лишь строгое начальное построение Менуэта! Коварный образ словно на глазах меркнет: Дон-Жуан оказался неспособным  заявить хоть что-нибудь новое, весомое! Мнимый «сверхчеловек» обернулся мыльным пузырём, лопнувшим без всякой борьбы. Не понадобились даже  усилия масонских фигур. Главным  условием  победы  оказалось: не поддаться  наваждению, проявить стойкость.

– И вот, после последнего «Испытания стойкости» наступает момент высшего прозрения в знаменитом Финале Симфонии C-dur. Этот Финал, Molto Allegro – уникальное явление мирового симфонизма, высшее достижение всего XVIII века, устремлённое в далёкое будущее. Моцарт  сам  себе поставил  сложнейшую  техническую  задачу и сам же её  блистательно решил: он соединил гомофонную сонатную форму с буквально пронизывающим каждую её крупицу контрапунктическим развитием.

– Финал, однако, отличается от остальных частей отвлечённо-обобщающим складом тематизма. Все его темы – производные масонского толка, выраженные в определённых символических лейтфигурах. Начальная тема уже давно знакома нам с тобой: это кредо-лейтмотив Моцарта (I – II – IV – III), его излюбленная тема, близкая к грегорианскому хоралу. Вначале нашей прогулки мы заметили её ещё в Симфонии №1 Es-dur, потом в Симфонии №33 B-dur. Здесь же она стала основной, важнейшей формулой, совпав с МСВ. Нейтральная и диатоническая, она в то же время обладает необъяснимой энергией. Но «кредо-лейтмотив» с ответным нисходящим построением образует лишь первую главную партию, вслед за которой звучит не менее значительная по смыслу и, пожалуй, наиболее знаковая для всей Симфонии вторая главная тема – ритм стука на тонике и гаммообразная нисходящая фигурация восьмыми. Вихревой устремлённый спуск мелодии – не что иное, как Ветер Духа (ВД), в данном случае «восточный» (сверху вниз), символизирующий нисхождение на адепта потока божественной энергии! Остальные четыре темы тоже необычныэто как бы отростки, постепенно отделившиеся от основного общего «тематического» стебля. На протяжении всего Финала эти темы незаметно переходят друг в друга, скрепляя единство и утверждая ощущение цельности музыкального потока, хотя он всё более усложняется благодаря полифоническим наложениям голосов. Преобразования иных тем приводят к их полному переосмыслению, и полифонические приёмы этому способствуют ничуть не меньше, чем чисто разработочные. И те, и другие одинаково неисчерпаемы в руках Моцарта.

– Чтобы по-настоящему услышать и прочувствовать, что сделано Вольфгангом, надо проанализировать буквально каждый такт. Чего только мы ни встретим здесь: постоянные фугато уже в связующих темах экспозиции, канонические секвенции (I раздел II побочной темы), обращения. Обращения касаются в основном заключительной партии, которая представляет собой перевёрнутую II главную – тот же Ветер Духа, дующий  уже «с запада» и  отсылающий энергию человека (преобразованную божественную!) обратно к Богу! В разработке контрапункт достигает точки кипения: канон в октаву с двумя имитирующими голосами, канон в квинту на обращённой теме, сочетание прямого и обращённого движения темы в имитациях! Разработка характерна и тем, что в ней непрестанно меняется количество инструментов-голосов: ткань словно пульсирует, то сжимаясь, то растягиваясь. Всё новые тональные краски, наполненность каждого такта тематизмом создают ощущение напряжённой схватки. Наибольшей концентрации разработка достигает в тринадцати тактах последнего отклонения в e-moll. Вступление до-мажора репризы после яростного столкновения голосов в миноре особенно внезапно и таинственно. Реприза сохраняет накал разработки, всё с бóльшим громогласием возвещая о победе. Апофеоз победы выражен очень смелым приёмом, совершенно в духе XX века: после утверждения C-dur в такте 325  бас «С» незаметно подменяется  на  бас «As», а в такте 328 происходит внезапное смещение всего звукового  массива C-dur  в Des-dur (!), изменение регистра на высокий и ускорение темпа. Этот момент у любого слушателя (проверено на детях!) вызывает невероятное волнение и даже замешательство: Моцарт, словно в сказке, одним рывком преодолевает «земное притяжение» и улетает в Космос!  В это же время  происходит и ещё одно важное событие: на оборот заключительной партии (ВД «от бога») накладывается  тема II главной партии (ВД «от человека»), что, по-видимому, означает переход божественной энергии в человеческую, то есть «обожествление человеческого духа». Смертный становится равным Богу, как и обещал нам Хор из «Волшебной флейты»! Но энергия Финала ещё не исчерпана, это чувствуется по всему. Странное замедление как будто психологически  готовит  слушателя  к  чему-то самому  важному.

– И тут вступает  Она – единственная, уникальная, феноменальная Кода! В сложнейшем контрапунктическом соединении одновременно проходят пять разных тем: две темы главной партии, темы связующей и побочной. Настоящий коллапс, вызываемый слуховыми ощущениями, возникающими от прослушивания беспримерной в истории Коды, подобен параличу кролика, на которого взглянул удав. Это инстинктивный страх перед необъяснимым. Полное торжество Моцарта над сложнейшим музыкальным материалом захватывает воображение настолько, что в этот момент ты ощущаешь себя во власти шамана, колдуна, сверхчеловека!

–  Может быть, это ловкий «кунстштюк», математически выверенный  фокус? Желание «свалить всех наповал» своим мастерством?

– Нет, это демонстрация  свойств сверхчеловеческого слуха Моцарта! Он же сам поведал в одном из писем, что слышит одновременно все темы, все части любого произведения и в этот миг ощущает наивысшее наслаждение! Сбылась его давнишняя мечта – разделить со слушателями своё «наслаждение», разрешив им как бы подслушать процесс совмещения всех тем Финала в его мозгу! Так он делится с человечеством  своим  наивысшим  счастьем!

Как Александр Македонский перед смертью мечтал превратиться в орла, чтобы с высоты птичьего полёта одновременно обозреть все завоёванные им царства, так и Моцарт желает с космической высоты обозреть одновременно все темы Финала! Примечательно, что Александру было тогда 32 года, как и Моцарту в период создания Симфонии «Юпитер»!

Из 66 тактов Коды полное совмещение тем занимает 20 тактов (стретта). Вначале стретты духовые трубят «кредо-лейтмотив», струнные же, разбившись на пять голосов, проводят остальные темы. Вскоре духовые сменяются  контрабасами и литаврами (литавры дублируют ритм «кредо-мотива»). Это самое сложное место стретты – 10 видов инструментов играют каждый своё! Осилив труднейшую, «сверхчеловеческую» задачу под руководством Моцарта, инструменты за оставшиеся до конца Финала 16 тактов приходят к абсолютному согласию, причём нисходящие гаммы масонского «Ветра духа» проходят теперь дуэтом струнных и духовых в терцию, что символизирует «мировое единение» (масонская «лейтфигура братста»). Это, видимо, означает, что только с помощью объединения усилий всех «наделённых высшим разумом индивидуумов» можно достичь всеобщей цели и влиться в «Гармонию мироздания». Человек и Космос становятся едины, образуют единый организм! Триумфальное до-мажорное tutti в маршевом ритме труб кульминационно провозглашает «Торжество разума», к которому  и  вела  вся  логика  развития  величайшей  Симфонии Моцарта.

Название «Юпитер», данное Симфонии C-dur после смерти Моцарта неизвестно кем, оправдало себя – только сверхличность (становлению которой и посвящена Симфония), подобная богу-громовержцу Юпитеру, могла бы повести за собой человечество к светлому будущему. И Моцарт не только предсказывает эту сверхличность, но  и  сам  на  время  Финала становится  ею!

– Теперь зададимся целью проанализировать взаимосвязь трёх последних Симфоний Моцарта. Без сомнения, перед нами цикл (даже чередование тональностей Es, g и С сакрально – у  Моцарта оно встречается неоднократно). «Космическая поэма», констатировавшая несовершенство землян, перешла в «Человеческую драму», проанализировавшую уязвимость и слабость обычного человека, а та, в свою очередь – в «Торжество разума», возникающее при восхождении человека к высшим  сферам  духовности!

Не будет почти никакой натяжки и в том, что 3 Симфонии «Великой параболы» по сути можно представить в виде одной гигантской «Сверхсимфонии». Что же будет её частями? Возвышенно-патетическая Симфония Es-dur – это как бы I часть, Allegro Сверхсимфонии. В ней действительно преобладает конфликтный характер, обычно свойственный  первому Allegro. Симфония g-moll представляет глубоко психологическую II часть, выявляющую внутренний мир человека, что в общем-то характерно именно для средних частей Andante. А целенаправленная неудержимость Симфонии C-dur, равнозначная жизнеутверждающему характеру последних частей симфонического цикла, является идеальным Финалом! Теперь уже каждому понятно, что Моцарт не только глубокий музыкант, но и глубокий философ. Его «Великая парабола» действительно велика: из бесконечного Космоса – к Земле, с Земли – к бесконечности  Космоса. Сама  же  дуга  «Великой  параболы»  в  виде трёх  Симфоний  1788 года  становится  символом  «Гармонии  мироздания»!

 

<< Предыдущая

 



Hosted by uCoz