Вселенная Моцарта  
Сайт посвящен

250-летию
со дня рождения
гения мировой
музыки


 

 

Слушать Моцарта и умом, и сердцем


Это - не обычный путеводитель: в нем нет ни нотных примеров, ни строгой систематизации, ни развёрнутого анализа форм. Он предназначен как музыкантам, так и обычным меломанам, слушателям, знакомым с музыкой Моцарта и уже полюбившим её, но в силу разных причин ограничившим своё знакомство двадцатью-тридцатью его произведениями, так называемым "джентльменским набором". Книга призвана убедить такого слушателя прослушать все, какие только можно, сочинения Моцарта, ибо среди них нет ни одного, не заслуживающего внимания.

Конечно, методы убеждения не всесильны. Человек сам должен решать, что ему милее - музыка Чайковского или Вагнера, Шнитке или классический джаз. Замечено, что интерес к музыке Моцарта заново пробуждается у меломанов во второй половине жизни, когда уже отбушевали романтические бури молодости. Известно, что после прохождения сорокапятилетнего рубежа у человека усиливается инстинкт самосохранения. Какое отношение имеет к нему музыка Моцарта? Самое прямое: человек инстинктивно чувствует, что она вернёт ему силы и здоровье. Если любителя музыки с некоторых пор преследуют телесные или душевные недуги - ему не поможет ни Чайковский, ни Вагнер. Только Моцарт! Поражают последние исследования в области лечебных свойств моцартовской музыки. Она лечит болезни сердца, печени, эндокринной системы, неврозы, мигрень, гипертонию, различные психозы и даже шизофрению. Известно, что даже растения и животные подзаряжаются чудодейственной энергией моцартовских мелодий и ритмов. Часто на страницах книги можно встретить фразу: "музыка воздействует на физическом уровне". Это означает, что музыка Моцарта способна влиять не только на подсознание, но и на нерегулируемые головным мозгом физические процессы. Например, при её прослушивании может участиться или замедлиться сердцебиение, пробежать дрожь по телу, прилить кровь к голове. С ритмом стука сердца - вообще чудеса: иногда Моцарт заставляет биться сердце слушателя точно в предложенном им ритме музыки! Достаточно прослушать некоторые скрипичные сочинения или теноровые арии, чтобы убедиться в этом.

Наверное, многим слушателям хотелось бы почерпнуть информацию о сочинениях Моцарта, минуя разбор их форм и технических особенностей. Но при всём желании отобразить достоинства музыки без специальной терминологии невозможно. Как объяснить, к примеру, в каком разделе музыка наиболее впечатляюща? Для этого нужно ориентироваться в порядке смены разделов. Хорошо ещё, во времена Моцарта музыкальная форма была упорядоченной. Не обойтись и без перечисления жанровых, интонационных, ладово-гармонических особенностей того или иного сочинения. Всё это требует знаний по теории музыки. Если пробелов в таких знаниях много, можно посоветовать отдельное изучение глав "Между прогулками" и "Словаря терминов" в конце книги. В "Словаре терминов" имеются так же указания на использование того или иного приёма в творчестве Моцарта, так что он буден полезен и знатокам.

Многих удивит написание в книге названий жанров с заглавной буквы: Соната, Симфония, Опера, Ария и т.д. Дело в том, что термины, обозначающие жанры, могут иметь и другие значения. Например, 1) Концерт - крупное виртуозное сочинение для солиста с сопровождением оркестра в трёх частях (жанр!). 2) концерт - публичное исполнение музыкальных произведений (не жанр!). Чтобы не возникало путаницы в понятиях, в названиях жанров и важных разделов формы (например, при отдельном рассмотрении коды - см. Кода, эпизода - см. Эпизод) применены заглавные буквы. К ним нетрудно привыкнуть, как и к заглавным буквам, выделяющим наименования объектов во Вселенной Моцарта: Галактика, Звезда, Созвездие и т.д.

Зачастую краткое описание произведения не даёт ответов на все вопросы. Тональность, дату и место создания каждого сочинения можно узнать из "Списка произведений Моцарта", помещённого в конце книги. Полезными окажутся так же указания номеров "по Эйнштейну" (КЕ), хронологически уточняющих местоположение опусов в "Каталоге Кёхеля" (см. подробности о "Каталоге Кёхеля" в главе "Прогулка V). С учётом хронологических соответствий "номеров по Кёхелю" составлена и таблица "Основные даты жизни и творчества Моцарта", которая особенно пригодится тем, у кого под рукой нет книги с обширной биографией композитора.

Часто на страницах книги фрагменты сочинений Моцарта обзаводятся эпитетами "бетховенский", "шумановский", "шопеновский" и т.д. Кому, собственно, комплимент: Моцарту или композиторам XIX века? Об этом читатель узнает из главы "Между прогулками: V. Многоликий Моцарт". Неоднократно упоминаются моцартовские "минорные периоды" и свойства минорных тональностей. Разъяснение этой темы ждёт читателя в главе "Между прогулками: II. Мажор и минор Моцарта".

Моцарта часто называют композитором "чистой музыки", как бы профильтрованной с точки зрения формы, ясности изложения, определённости во всём, в том числе и в воплощении эмоций. Примеряя к нему выверенные оценочные критерии классицизма (такие, как квадратность, симметрия построений, обязательное чередование контрастов, гладкость мелодики и голосоведения), музыковеды прошлых веков в прямом смысле засушили представление о его музыке. Они никак не решались признать за личностью Моцарта романтическую натуру, склонную к крайним проявлениям эмоциональности - экспрессии, демонизму, налётам импрессионизма, сюрреализма, мистицизма. Любые намёки на личностную исповедальность, на связь с жизненными событиями или на программный характер музыки тут же отвергались, как необоснованные. Музыку Моцарта отделили от всех "страданий молодого Вертера": дескать, он создавал свои творения, ориентируясь лишь на отвлечённые музыкальные образцы, устремлённые к гедонистическому идеалу.

Лишь в конце XX века представление о первоосновах музыкального мышления Моцарта в корне изменилось, что связано с глобальным изменением "музыкального мышления" самих слушателей. Начался новый этап постижения феномена Моцарта, теперь он коснулся и тех сочинений (особенно ранних), которым в прошлом почти не уделяли внимания. Тяжкий путь познания тянется в XXI век. Сенсационные открытия не заставляют себя ждать. Так, недавно были обнаружены: загадочные тематические "лейтмодули" Времени, Колокольчика, Смерти (см. "Между прогулками: III. Лейттемы Моцарта); "масонские лейтфигуры" (см. "Прогулка XV по масонской музыке"); система кодирования музыкальных пьес (см. "Прогулка XXIII по Опере "Волшебная флейта"); объединение сочинений по принципу программных циклов (см. "Прогулки" по фортепьянным Концертам, скрипичным Сонатам, Симфониям). Новые публикации вновь и вновь свидетельствуют: в музыке Моцарта существует глубоко-личностное, философское "второе дно".

Материалы этой книги как раз и пытаются увязать обновлённое слуховое восприятие музыки Моцарта с новыми данными музыковедческих трудов. Возможно, некоторые выводы покажутся спорными. Но в споре рождается истина! Общий пароль всех персонажей книги - любовь к Моцарту. Конечно, она приводит героев не только к озарениям и открытиям, но подчас - к ослеплениям и преувеличениям, этим непременным атрибутам истинной любви.

Меньше всего книга задаётся целью навязать слушателю представления её персонажей об эмоциональном и образном строе музыки Моцарта. Цель путеводителя иная - разбудить собственное воображение слушателя, побудить его постигать моцартовскую музыку и умом, и сердцем. Главное условие - слушать. В наше время приобретение полного собрания сочинений Моцарта - не проблема. 23 недорогих диска МРЗ с 8-9-ю часами звучания музыки на каждом (а, поднатужившись, можно достать всё и на CD-дисках!) наградят слушателя таким богатством, о котором он и не помышлял. Правда, для этого нужно изначально любить Моцарта, доверять ему во всём, как лучшему другу. За его благодарностью дело не станет.

Оглавление

Слушать Моцарта и умом, и сердцем (вместо предисловия) 5
Пролог 8
Прогулка I (по клавирным Сонатам) 12
Прогулка II (по клавирным сочинениям) 36
Прогулка III (по 4-ручным клавирным сочинениям и музыке для механизмов) 52
Прогулка IV (по фортепьянным Концертам) 71
Между прогулками: I. Излюбленные формы Моцарта 112
Прогулка V (по Сонатам для клавира и скрипки) 117
Прогулка VI (по клавирным Ансамблям) 142
Прогулка VII (по ранним струнным Квартетам) 158
Прогулка VIII (по поздним струнным Квартетам) 173
Между прогулками: II. Мажор и минор Моцарта 194
Прогулка IX (по струнным Квинтетам и Трио) 206
Прогулка X (по Ансамблям и Концертам для солирующих духовых) 229
Между прогулками: III. Лейттемы Моцарта 251
Прогулка XI (по Концертам для скрипки с оркестром) 255
Прогулка XII (по Серенадам) 270
Прогулка XIII (по Дивертисментам и танцевальной музыке) 294
Между прогулками: IV. Легко ли слушать Моцарта 310
Прогулка XIV (по Симфониям) 318
Прогулка XV (по масонской музыке) 351
Прогулка XVI (по Мессам) 382
Прогулка XVII (по церковной музыке) 409
Между прогулками: V. Многоликий Моцарт 440
Прогулка XVIII (по сольной и ансамблевой вокальной музыке) 446
Прогулка XIX (по ранним Операм и сочинениям для сцены) 471
Прогулка XX (по Операм в поисках героини) 496
Между прогулками: VI. Для кого сочинял Моцарт 526
Прогулка XXI (по Операм в поисках героя) 531
Прогулка XXII (по Операм в поисках правды) 556
Прогулка XXIII (по Опере "Волшебная флейта") 589
Основные даты жизни и творчества Моцарта 635
Список произведений Моцарта (по жанрам) 639
Словарь терминов 658
Иностранные термины 674
Литература 677

"Оглавление" выдаёт необычную форму целого. Путеводитель обрамляется введением (предисловие, Пролог) и пятью главами справочного характера в конце (помечены красным). 23 главы с названием "Прогулка" (помечены чёрным) составляют фантастический роман в диалогах. Персонажи необычны: автор; Дух Тьмы (он же - демон Демор, заведующий ре-минором Моцарта); композиторы Бетховен, М.Гайдн, Й.Гайдн, Боккерини, Сальери; родственники гения Леопольд Моцарт, Наннерль Моцарт, Алоизия Вебер; Маленький принц (герой Сент-Экзюпери), бесприютный нотный Листочек и, наконец, сам Моцарт. Полные любви к своему кумиру, герои романа в диалогах обсуждают все его творения избранного ими жанра. Обычно они едины в своих оценках, но иногда вступают в полемику или "поучают" собеседника, при этом освещая малоизвестные аспекты биографии и творчества Моцарта. Моменты, двигающие действие, сосредоточены в основном в начале и в конце каждой "Прогулки", в середине действие вынужденно приостанавливается, и начинается описание произведений данного жанра. Иногда таких произведений много, и задержка действия неизбежна (тут уж ничего не поделаешь!), но если читатель проявит выдержку и не забудет о существовании интриги, то он обязательно доберётся до конца событий этой огромной книги, а конец весьма интересен.

Между 23 "Прогулками" помещены 6 глав "Между прогулками" - своебразные отступления автора, спроецированные предыдущими диалогами. Эти главы не относятся к роману, они служат как бы комментариями к нему. В то же время без них читателю никак не обойтись, так как они объясняют многое, лишь намеченное в диалогах романа.

    Что же до самих "Прогулок", то они предоставляют читателю:
  1. Развёрнутые эмоциональные описания 430 произведений Моцарта (на ~100 опусов больше, чем в четырёх томах Г.Аберта). Примеры таких описаний см. на следующей странице.
  2. Ёмкие определения более 200 мелких сочинений прикладного характера (в основном, концертных Арий, Песен, танцевальной музыки и обработок чужих сочинений).
  3. Описание найденных в XX веке сочинений Моцарта, о которых Г.Аберт (его монография относится к 1920 г) понятия не имел. Таких набирается 12.

Особое внимание в книге уделено темам "Ранний период творчества", "Моцарт и масонство", "Моцарт и иллюминаты", "Моцарт и мистицизм", "Моцарт и религия", "Мажор и минор Моцарта", "Лейттемы Моцарта", "Кодирование музыки", "Программные циклы". Разработки этих тем - абсолютные новинки моцартоведения (их источниками послужили как современные зарубежные материалы, изданные на немецком и английском, переведённые И.Якушиной в 2001-2004 гг, так и собственные исследования автора). Также использовались статьи последних лет из журналов "Советская музыка", "Моцартовского ежегодника" (Mozarteum) и полные глубины исследования наших соотечественников К.Саквы, В.Широковой, Е.Чигаревой.

Путеводитель обходится без нотных примеров: с ними бы он разросся до двух больших томов и превратился в научный эпос вроде "Каталога Кёхеля". Приложены все усилия, чтобы не засушить живого представления о музыке Моцарта, связанного непосредственно с процессом слушания. Не рассматривать партитуры (как учил Аберт), а слушать их - вот основной тезис, постоянно заостряющийся на страницах книги.

Творческий подход применён и к справочным материалам в конце книги. Так, в главе "Основные даты жизни и творчества Моцарта" указаны не только точные даты всех гастрольных поездок Моцарта, но и такие биографические детали, как даты рождения и смерти четырёх его умерших детей (попробуйте найти их в других книгах!). Самое отрадное - указание "номеров по Кёхелю", совпадающих с началом и концом каждого года творчества Моцарта.

Большую ценность представляют собою 18 страниц таблицы "Список произведений Моцарта по жанрам". Во-первых, список составлен таким образом, что отсылает читателя в ту главу, где описано то или иное сочинение: можно сразу же отыскать эту главу и навести подробные справки о сочинении. Сами графы этого списка тоже красноречивы: I графа - порядковый номер; II графа - название произведения; III графа - тональность; IV графа - № по основному "Указателю Кёхеля", б/н - без номера; V графа - № по систематизации Эйнштейна; VI графа - № внутри жанра (для серийных произведений), отличительное название сочинения, НЗ - незавершённое, СС - сомнительное (неподтверждённое) сочинение, д/ - для (определённых инструментов, исполнителей), п/ - посвящено (кому); VII графа - город и год создания сочинения. Данный список намного полнее и эффективнее тех, которые помещены в конце книг Г.Аберта и А.Эйнштейна. В него внесено 670 сочинений, которые можно реально прослушать в аудиозаписи, а все фиктивные (чья фиктивность доказана лишь недавно) отметены.

В "Словаре терминов" объяснено значение всех понятий теоретического характера, встречающихся на страницах книги (с учётом их наименований в конце XVIII века), и примеров использования тех или иных приёмов в творчестве Моцарта. В него можно заглянуть как за отдельным термином, так и просто целиком почитать, как своеобразный "технический комментарий" к главам романа.

В главе "Литература" перечислены книги, тезисы которых непосредственно использованы в путеводителе. Конечно, книг о Моцарте, изученных автором (особенно биографических), намного больше. Но путеводитель ведь вовсе не биографическая книга. Подразумевается, что с биографией Моцарта читатель книги ознакомится заблаговременно, например, по книгам М.Бриона "Моцарт" (из серии ЖЗЛ) или Д.Вейса ("Возвышенное и земное").

 

Если вам всё это интересно - скорее жмите сюда и приобретайте книгу!

 


Hosted by uCoz