Об Арии Царицы Ночи №14 d-moll из Оперы
«Волшебная флейта»:
– В инструментальных по характеру «шаманских завываниях» Царицы (в диапазоне флейты!) заключён жуткий роботообразный механизм, свидетельствующий о подчинении некой высшей силе, руководящей её действиями. Царица Ночи – самый настоящий зомби!
– Особенно это ощутимо в её второй, знаменитой Арии №14 «Ужасной мести жаждет моё сердце» d-moll, обращённой к Памине с приказом убить Зарастро. Коварный Ре-минор нашёл-таки лазейку и в этой Опере, чем нарушил «масонский» тональный план: перед Арией во II действии были задействованы лишь «масонские тональности» F-dur, G-dur и C-dur. Своим демонизмом Ария Царицы взрывает музыкальное пространство Оперы примерно так, как «Dies irae» взрывает пространство Реквиема. Интересно, что Ария №14 и «Dies irae» даже создавались параллельно, в одно и то же время. У них много общего: тональность, размер, характер сопровождения, мелодики. И там, и здесь срабатывает «бесчеловечный механизм подавления воли индивидуумов». Для этого пущены в ход: дикий темп Allegro assai; лейтинтервал «злой» чистой кварты; тремоло струнных, передающее внешний ужас происходящего; гневные, устрашающие восклицания; наступательный, агрессивный характер вокальных фраз, без передышки налезающих друг на друга.
Но если в «Dies irae» перечисленные средства были пущены на создание трагического образа (картины Страшного суда), то в Арии Царицы Ночи они способствуют небывалому гротеску. В своей мести Царица желает казаться страшной и жуткой, но как только дело доходит до кульминационного повышения градуса аффекта, вместо патетических угроз мы слышим, как и в I Aрии, сиреной завывающие рулады инструментально-механического характера с пикантной кукольной дробью отрывистых восьмых в высочайшем регистре. Создаётся своеобразный эффект «сбоя» первоначально заложенной программы «робота-зомби». При этом музыка переходит в мажор, вовсе не свойственный средним разделам Арий мести!
– Дальше ещё интереснее: Царица начинает повторяться, как заезженная пластинка. 2 раза она повторяет музыку «раздела с руладами», 3 раза (со слов «Навек тебя оставлю) – двутактовые мотивы с нисходящими октавными скачкáми f1 – f2, потом 3 раза – g1 – g2.
– Когда-то схожие октавные ходы в партии Командора повергали нас в запредельный ужас. Теперь же их торопливое нагромождение вызывает чуть ли не смех. Моцарт намеренно встраивает «поверхностную» чехарду октавных ходов в вокальную партию Царицы – это явная пародия на устрашение.
Наконец, все эти «нечеловеческие» октавные выкрики таинственно замирают на доминанте ре-минора. Неожиданно меняется звучность с f до p. Ритм сопровождения становится маршевым, подчёркнутым ровными четвертными аккордами. Словно всё готово к перестройке «механизма» на новую программу (этот момент приходится на повторение слов «alle Bande der Natur»). И правда, вокал приобретает совершенно «инопланетные» черты: в виде единого, непрерывного четырёхтакта на слоге «а» звучат бесстрастно ровные триоли, опевающие тоны тоники (III ст.) и доминанты (VII+ст.). Соотношение опеваемых тонов – уменьшенная кварта (ум.4), один из самых жёстких, «бездушных» интервалов. Звучание странной четырёхтактовой рулады сопоставимо с видением кошмарного потустороннего сна. Физически чувствуешь холодок, разбегающийся по телу! Правда, случается это лишь тогда, когда певица грамотно исполняет данный пассаж. Многие примадонны легкомысленно сглаживают триоли, превращая это место в монотонный вой, и тогда оно теряет колдовскую силу. Вероятно, эти 4 такта – самый «инопланетный» пассаж в истории оперы!
Но что происходит дальше? Опять «сбой программы»: Царица внезапно возвращается к руладам с кукольной дробью из I части Арии. Страх тут же отступает, уступая место иронии: заезженная пластинка снова в ходу. Последующие патетические выкрики Царицы воспринимаются чуть ли не с юмором: чувствуется, с каким трудом, как будто под диктатом высших сил зла, выдавливает из себя зомбированная мать последние беспорядочные выкрики с клятвой «богам мщения». Она даже не в силах попасть в нужный тон – и вместо предполагаемого A2 выжимает из себя B2. «Шокированный» такой фальшью, Моцарт не даёт ей допеть до тоники и резко выключает «экран монитора». Его ремарка: «исчезает!». Здорово!
Если вас заинтересовали такие описания музыки Моцарта, спешите приобрести путеводитель И.Якушиной «Вселенная Моцарта». Все подробности на странице «Резюме»!
|